16 марта 2023 года в Казани при поддержке Правительства Республики Татарстан прошел Российский венчурный форум, собравший более трех тысяч участников: представителей российских венчурных фондов, инвесторов, бизнес-ангелов.
Директор департамента по маркетингу и стратегии «Иннохаба Росатома» Алексей Спирин принял в нем участие. И вот какие выводы он сделал по его итогам.
Лейтмотивом форума стал поиск ответа на вопрос, как в изменившихся геополитических условиях будет меняться российский венчурный рынок.
Основной вывод, который разделяют все участники рынка, таков: несмотря на неопределенность 2022 года, российский венчурный рынок выжил. Крупные фонды с рынка не ушли, хотя и реструктуризировали свои портфели.
Если раньше фонды рассматривали зарубежные рынки как путь для масштабирования запущенного в России продукта, то сейчас произошло разделение: они стартапы создаются исключительно под российский рынок, другие – под зарубежный.
Некоторые венчурные фонды даже специально для этого разделили бизнес на российские и зарубежные юридические лица. Так что и руководителям стартапов теперь предстоит сделать выбор, где запускать проект – в России или за границей.
Другие свежие тренды венчурного рынка:
- Некоторые фонды повышают раунд инвестирования: если раньше они были готовы вкладываться в идеи (стартапы на предпосевной и посевной стадиях), то сейчас рассматривают только компании, которые уже генерируют выручку.
- Те, кто готов вкладываться в идеи, на рынке тоже остались, хоть и в меньшем количестве, чем раньше.
- Фонды переходят на дивидендную модель финансирования. То есть они больше не стремятся продать стартап дороже, чем купили, более крупному фонду. С большей вероятностью они оставят его в портфеле, чтобы иметь процент от прибыли.
- Государство стало больше фокусироваться на поддержке производственных стартапов, потому что именно в этой сфере Россия сейчас отстает от других стран. Для предпринимателей здесь открылось окно возможностей.
- Фонды теперь гораздо меньше конкурируют между собой за стартапы, теперь они дополняют друг друга компетенциями. Рынок стал более консолидированным.
- Тренд на импортозамещение. В России с уходом западных брендов опустели не только ниши, о которых все говорят: электроника, микрочипы. Не хватает также простейших деталей: литья из пластика, узловых деталей из металла, потому что Китайские заводы загружены такими заказами на годы вперед. Так что это те сферы, на которые начинающим технологическим предпринимателям стоит обратить внимание.