Зачем предприятию знать свои уникальные технологические компетенции

← Вернуться ко всем кейсам
Зачем предприятию знать свои уникальные технологические компетенции
Представьте: энное количество лет назад появилась организация, которая освоила некие производственные технологии и благодаря им смогла поставлять на рынок востребованную продукцию. Компания владеет оборудованием, в ней выстроены процессы, работают люди. И есть что-то, что позволяет ей удерживаться на плаву, конкурировать на рынке с другими. Это «что-то» и есть уникальные технологические компетенции (УТК).

Не все руководители, не говоря уже о рядовых сотрудниках, могут сходу назвать уникальные технологические компетенции, которыми владеет их предприятие. Между тем, по меньшей мере в двух случаях знать УТК критически важно.

Первый – когда компания переживает кризис и перед ней стоит необходимость сокращения расходов. Знание УТК в этом случае позволит сфокусироваться на главных направлениях деятельности и не потерять то, что дает предприятию преимущество перед конкурентами.

Второй случай противоположный: компания задумывается о росте и выбирает новые направления деятельности. Чтобы начинание оказалось успешным, они должны базироваться именно на УТК: это позволит начать производство новой продукции или предоставление новой услуги с минимальными издержками.

В свое время финская компания Nokian Tyres показала отличный пример того, как знание уникальных технологических компетенций позволяет занять наиболее выгодную рыночную нишу. В начале своего производственного пути предприятие занималось именно производством калош. Поняв, что уникальной технологической компетенцией компании является работа с резиной, ее руководство приняло решение заняться производством велосипедных шин и покрышек, после чего переключилось на автомобильную резину. Выжила бы компания, занимайся она по-прежнему производством калош? Вопрос спорный. Знал бы о ней весь мир так, как знает сейчас? Точно нет.

Чтобы помочь предприятиям атомной отрасли определять уникальные технологические компетенции, мы разработали собственную методологию. Она основана на предложениях, в свое время сформулированных американской корпорацией «Трипл ЭМ», доработанных нами с учетом страновой и отраслевой специфики.

Мы считаем, что любую уникальную технологическую компетенцию можно точно определить, обнаружив совокупность пяти основных компонентов:

1. Человеческий компонент (знания и навыки людей),
2. Инфраструктурный компонент (весь парк оборудования),
3. Процессный компонент (набор отработанных процессов),
4. Технологический компонент (набор технологий и технологических процессов),
5. Документационный компонент (набор лицензий, документаций прошлых проектов).

Не обязательно каждый из этих компонентов должен быть в наличии, но два-три как правило выделить можно, при этом один из них может быть определяющим. Разберем на примере сказа Николая Лескова «Левша».

Кратко напомню сюжет: российский государь купил в Англии диковинную механическую блоху и привез ее на родину, где и умер. Сменивший его император, полнясь патриотическими чувствами, бросил клич, кто из российских мастеров сможет ответить на вызов и превзойти англичан. Отликнулись туляки, среди которых самым ловким оказался косой Левша, который смог изготовить подковы для иностранной блохи, чем поразил и соотечественников, и самих англичан.

Умение подковать блоху и есть в данном случае уникальная технологическая компетенция. На языке современной промышленности ее можно сформулировать так: способность обрабатывать металл и изготавливать металлические изделия с высокой прецизионной точностью. Судя по тексту Лескова, наибольший вклад в структуру этой УТК внес человеческий компонент, то есть навыки тульских мастеров работать с мельчайшими механизмами без вспомогательных приспособлений.

Теперь пару слов о том, как мы помогаем определять набор уникальных технологических компетенций на предприятиях. Сначала мы анализируем уже выпускаемую или планирующуюся к выпуску номенклатуру продукции, для каждого наименования определяя уровни передела, т.е. оценивая жизненный цикл создания продукта. Далее для каждого этапа жизненного цикла выявляем набор ключевых компонентов технологических компетенций. Потом проводим анализ этих компонентов на уникальность, то есть оцениваем, насколько сложно и дорого будет воспроизвести тот или иной передел на другом предприятии. Например, научиться производить современные литографы, как это делает финская компания ASML, можно, но сделать это очень сложно и дорого, поэтому компетенции ASML в этой предметной области мы можем назвать уникальными.

Благодаря такой работе на любом предприятии можно выявить «ядро» производственной деятельности, которое при сокращении расходов необходимо в любом случае сохранить, а при расширении производства использовать для наращивания товарной номенклатуры.

Александр Швалев, заместитель генерального директора "Иннохаба Росатома".