Есть ли на российском рынке спрос на оборудование для лиофилизации?

← Вернуться ко всем кейсам
Есть ли на российском рынке спрос на оборудование для лиофилизации?
Лиофилизация, или сублимационная сушка – это метод производства пищевых продуктов и медицинских препаратов, при котором высушиваемое вещество сначала замораживают, а потом помещают в вакуумную камеру, где происходит возгонка (сублимация) растворителя.

Именно с помощью лиофилизации производят большую часть растворимого кофе, многие вакцины (например, «Cпутник V») и антибиотики.

Производство и выпуск на рынок оборудования для лиофилизации стало предметом недавнего исследования Центра бизнес-моделирования «Иннохаба Росатома». О нем мы и хотим сегодня рассказать.

Клиентом Центра стала компания, планирующая выйти на рынок производителей оборудования для лиофилизации в фармацевтике. Предполагалось, что при производстве оборудования будут использоваться инновационные конструкторские решения, которые позволят компании значительно ускорить и удешевить процесс лиофилизации и получить преимущество перед конкурентами.

Аналитикам Центра предстояло узнать, действительно ли на рынке есть спрос на оборудование с таким набором характеристик.

«Мы сфокусировались изучении запросов производителей лекарственных средств, поскольку именно они должны были стать основными клиентами заказчика исследования. Для моделирования прогноза состояния рынка оборудования нам необходимо было понять, как будет развиваться фармацевтический рынок в ближайшем будущем, – рассказал заместитель директора «Иннохаба Росатома» по маркетингу и стратегии Алексей Спирин.

У клиента было три гипотезы.

Первая – что производители лекарственных средств в лиофилизированной форме захотят заменить свои «сушилки» на новые, если это позволит ускорить и удешевить производство.

Вторая – что его оборудование закроет потребность российских потребителей, оставшуюся неудовлетворенной после ухода с рынка европейских производителей.

И третья – что спрос на оборудование для лиофилизации на российском фармацевтическом рынке будет расти за счет увеличения количества исследований и выпуска новых оригинальных медицинских препаратов.

Сотрудникам Центра бизнес-моделирования «Иннохаба Росатома» пришлось опровергнуть все три этих предположения.

Дело в том, что большая часть российских производителей сегодня занимается производством дженериков, которые не могут отличаться по лекарственной форме от оригинального лекарственного средства. Исследования и разработка оригинальных препаратов занимают десятки лет и требуют огромных инвестиций. Традиционно доля оригинальных российских препаратов крайне мала, особенно тех, что производятся в лиофилизированной форме. Поэтому предпосылок увеличения доли новых препаратов на российском рынке нет, а соответственно, и драйвером для роста спроса на оборудование их производство служить не может.

Аналитики опросили более 60 представителей фармкомпаний, провели всесторонние экспертные интервью с 15 лидерами рынка и выяснили: большинство существующих производственных мощностей сегодня недозагружены. На лиофилизаты сохраняется высокий спрос, но их производители в большинстве своем менять оборудование не планируют. Рост числа производителей лиофилизатов также не ожидается.

При этом европейских производителей оборудования для лиофилизации на российском рынке заменили корейские и китайские производители, предлагающие различную продукцию на выбор, любого качества, в том числе сравнимого с качеством ушедших с рынка брендов.

Эксперты Центра бизнес-моделирования также изучили устройство и особенности основных моделей оборудования для лиофилизации, чтобы выяснить, может ли новая конфигурация машин, предложенная заказчиком исследования, составить им конкуренцию.

Технические решения заинтересовали некоторых экспертов, однако для широкого коммерческого использования обнаружились значительные ограничения. 

Дело в том, что большинство действующих производителей не смогут в ближайшее время поменять оборудование и процесс производства, поскольку это приведет к необходимости внесения изменений в технологию производства лекарственных средств и, соответственно, регистрационные документы. Это долгий и дорогой процесс, по стоимости в разы превышающий размер потенциальной выгоды от внедрения нового оборудования.

В конечном счете эксперты Центра бизнес-моделирования «Иннохаба Росатома» сделали такой вывод: производство российского оборудования для лиофилизации оправдано только в случае полного отказа зарубежных производителей от поставок продукции в Россию, а такой сценарий крайне маловероятен. При этом очень важно обратить внимание на создание качественного программного обеспечения для такого оборудования и минимизировать регуляторные риски, которые могут влиять на производство.

После получения результатов исследования заказчик принял решение сконцентрироваться на производстве оборудования для лиофилизации в пищевой промышленности. Новая гипотеза состоит в том, что спрос на этом рынке выше, потому что сублимационной сушке можно подвергать обширный перечень продуктов для обеспечения их длительного хранения. «Иннохаб Росатома» готов подключиться к работе, чтобы подтвердить или опровергнуть и эту гипотезу.